Песочная терапия

Песочная терапия в работе с детьми
                                                                                                                 
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.

Для гармонизации эмоционального состояния, снижения уровня тревожности, отреагирования и проработки негативных эмоций, творческого самовыражения детей, педагоги-психологи ГБУ НСО «Центр «Виктория», активно используют в работе с детьми игры с песком (Sand play) и рисование песком (Sand-art)
История возникновения метода
Впервые игры с песком как метод проведения консультаций описала Маргарет Ловенфельд – английский педиатр, работавшая в 20-х годах 20-го века. Эту терапию она применяла, работая с малышами, имеющими психологические проблемы. Детям предоставлялся поднос с песком, вода и фигурки, с помощью чего они создавали композиции, часто называемые «Мой мир», поэтому Маргарет назвала этот метод «Построение мира».
Затем юнгианский детский психотерапевт из Швейцарии Дора Калфф определила основные принципы юнгианской методики для песочной терапии. Она считала, что картины и «постройки» из песка многое могут сказать о психологическом состоянии человека. Дора ввела действующие и сегодня стандарты: размер и цвет песочницы, ее расположение на столе, необходимость кувшина с водой и фигурок. Эту технику психотерапевт назвала Sand Play (от англ. «игры с песком», «песочные игры»). Сначала песочная терапия применялась для работы с детьми раннего дошкольного возраста (с 2-3-х лет), но затем она стала полноценной частью арт-терапии и гештальта для взрослых, а также семейной психотерапии. 
А вот рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников.
Песочное рисование для детей имеет массу позитивных моментов: отлично развивает тонкую моторику, пространственную координацию, тактильное восприятие, что напрямую связано с развитием логики, речи, мышления (поэтому логопеды и детские психотерапевты так часто рекомендуют рисование песком на стекле). Пластичность, текучесть и сыпучесть песка дает возможность множественных трансформаций и мгновенного превращения картины в совершенно иную, что превращает процесс рисования в нечто медиативное.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. 
Игры с песком развивают воображение, помогают раскрыть ребенку свое «Я», соединить внутренний и внешний миры. С помощью песка можно сказать то, что не выразишь словами, визуализировать подсознательное. Для игры используются песок, вода, фигурки – все это помогает в полное мере проявить фантазию и творчество. Возможности песочной терапии очень широки, она позволяет провести коррекцию детских страхов, узнать, о чем мечтает ребенок, что его заботит, каким он видит идеальный мир. 


Педагог-психолог ГБУ НСО 
«Центр «Виктория» А.Н. Резниченко