Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, которые используют для диагностики и проработки психологических запросов, а также для обучения, самопознания, игр и творчества. Иногда их ещё называют проективными, О картами или картами ассоциаций (ассоциативными).
Метафорические ассоциативные карты (МАК), это инструмент психолога, относящийся к  проективным психологическим методам, арт-терапевтическим методам, который существенно расширяет профессиональный арсенал специалиста.
И поскольку мы знаем, что в основу проективного подхода положено стремление человека интерпретировать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет его внутренний, психологический мир, тем самым,  проективные методики позволяют бережно заглянуть и исследовать содержание бессознательного, способствуют быстрому и качественному прояснению и осознанию актуальных переживаний и потребностей ребенка. При помощи карты можно мягко и атравматично подойти к получению доступа  целостной картины его собственного «Я», специфике его идентичности, представлений о мире, о себе в этом мире, о субъективном образе ситуации (с позиции ребенка).
Эффективность использования карт обусловлена тем, что они:
-Создают атмосферу безопасности и доверия, способствуют проявлению личностной креативности и улучшают коммуникацию с окружающими.
-Помогают обратиться и понять психологические причины, происходящих с ребенком событий  и найти пути выхода из самых сложных ситуаций.
-Существенно снижают  цензуру со стороны сознания при работе с образами, что облегчает работу психолога с внутриличностными и неосознаваемыми конфликтами  ребенка.
-Создают безопасные условия для нахождения, формулирования и принятия решения в терапии сложных психотравмирующих ситуаций, тем самым снижают риск дополнительной травматизации.
-Позволяют моделировать и исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем, находя с их помощью метафорические образы решений, создающих для ребенка особую, в последующем воплощающуюся в его жизнь реальность.
-Способствуют запуску у ребенка внутренних восстановительных процессов, помогают поиску уникальных  путей выхода  из кризисных ситуаций.
Применение ассоциативных карт доказало свою эффективность и в практике психологического консультирования и психотерапии детей, находящихся в реабилитационном центре. С их помощью удается решать самые сложные задачи, на работу с которыми без использования карт понадобилось бы  намного больше времени и сил.
Например, терапия и коррекция когнитивных, поведенческих, эмоциональных, экзистенциальных и межличностных нарушений — это лишь малая часть возможностей работы с ассоциативной картой.      Пример коррекции эмоционального состояния в раннем детском возрасте  (для детей 5-8 лет)
В контексте использования ассоциативных карт  с целью психокоррекции эмоционльной сферы детей 5-8 летнего возраста.
 Для работы можно рекомендовать наборы карт «MORENA”, «Сказочные персонажи», «Ежкины сказки», и другие сказочные наборы.
Техника «Линейка Эмоций»
На начальном этапе, после установления контакта с ребенком, предлагаем выбрать 5-7 карт (для детей дошкольного возраста 3-4 карты) из набора (которые перечислены выше), и проранжировать их по линейке эмоционального состояния:
Грустно — весело;
приятно — неприятно;
Чувство обиды — чувство радости и так далее (исходя из состояния и чувств ребенка).
Далее предлагаем ему определить, какая карта в наибольшей степени соответствует переживаемым им эмоциям (т.е. с какой картой он себя ассоциирует) и просим ответить на вопросы:
-Как именно эта карта отражает переживаемые им эмоции и чувства («Про что она»?)
-Что хочется изменить?
-В какую сторону линейки хочется переместиться и какие эмоции почувствовать?
-Кто может помочь  пережить новые эмоции?
-Как можно обратиться за помощью?
Техника «эмоциональные портреты»
Предлагаем ребенку выбрать (для младших в открытую, для более старшего возраст можно в закрытую) из набора „PERSONITA”  5-7 карт-портретов (для дошкольников 3-4 года) и разложить их в соответствии с тем, что переживают персонажи.
Далее предлагаем рассказать о каждом из них, что выражает его лицо, что ребенку в нем нравится, а что не нравится и т.д.
Далее предлагаем ребенку выбрать тот портрет, на котором переживаемые эмоции близки к переживаниям ребенка.
Можно сказать: «Посмотри, мне кажется, что этот мальчик переживает то же, что и ты? Расскажи об этом подробнее».
Далее можем задавать вопросы:
-Что переживает этот персонаж?
-Что хочется изменить?
-Как можно изменить состояние персонажа?
-К кому можно обратиться за помощью и что может помочь? И т.д.
Техника «Сочинение сказки»
Предлагаем ребенку выбрать себе героя (переживающего актуальные эмоции) из карт портретов и сочинить сказку о том, как герой научился справляться со своими эмоциями (гневом, злостью, обидой).
От имени выбранной карты просим его рассказать о том, что пережил данный персонаж, как он себя чувствовал в тот момент и что чувствует сейчас.
Для данной техники более эффективной будет групповая работа, так как в этом случае можно организовать обмен участников мнениями о том, как данному персонажу лучше справляться со своими состояниями — освободиться от страхов, от плохих снов, победить злость и т. п.
Можно предложить ребенку выбрать карту, на которой персонаж смог совершить желаемые изменения и переживает  другие эмоции.
Поработать над тем, что помогло ему изменить свое состояние.
При помощи данных методик, мы можем получить «историю рассказа» ребенка, которая будет представлять яркое отражение мыслей и переживаний, которые ассоциируются у него с героем. Совместно с психологом анализируются чувства, мысли, телесные ощущения, которые могут возникать при обсуждении выбранных карт. Делается вывод о том, что негативного или позитивного говорит ребенок. Особое внимание уделяется той сфере, которая вызвала  наиболее сильный эмоциональный отклик у ребенка. После анализа чувств и эмоций, связанных с картой, определяются дальнейшие стратегии, что может изменить и улучшить состояние и сроки реализации желаемых изменений.
Справочно:
В рамках регионального комплекса мер, направленного на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечение безопасности детей на территории Новосибирской области (на 2022 — 2023 годы) в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в  ГБУ НСО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория» запущена работа социальной платформы «Дорога к миру», функционирует игротерапевтический кабинет — специально оборудованное помещение, для проведения реабилитационных, коррекционных мероприятий с использованием технологий и методик различного спектра, с целью преодоления несовершеннолетними эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травмы вследствие жестокого обращения (насилия)
Комплексом мероприятий будет охвачено не менее 200 несовершеннолетних ежегодно.
Проводимые мероприятия будут способствовать развитию навыков саморегуляции, раскрытию потенциальных способностей и ресурсов. У несовершеннолетних снизится уровень посттравматических стрессовых расстройств, психоэмоциональных нарушений, агрессивности, страхов, замкнутости и тревожности.
 
Педагог-психолог ГБУ НСО “Центр „Виктория“
Лисица О.В.